Каждый автомобилист со стажем знает: перегрев мотора — это серьезная проблема, которая повлечет за собой не менее серьезные последствия, а потому старается любыми способами избежать подобной ситуации. Еще «неоперившиеся» водители придают этому явлению гораздо меньше значения (и в большинстве случаев очень удивляются тому факту, что мотор вышел из строя и сможет работать исправно только после проведения капитального ремонта ДВС лишь из-за того, что был нарушен температурный режим).
Признаки перегрева
Беда невнимательного хозяина автомобиля, пострадавшего от перегрева двигателя в том, что он упорно игнорирует сигналы, посылаемые ему самой машиной, в том числе:
- датчик температуры «кричит» о возрастании нагрева, указывая стрелкой на показатель в 120° С и выше, а водитель упорно продолжает не замечать эти тревожные «звоночки»;
- значительно снижается мощность двигателя (наряду с этим явлением наблюдается увеличение расхода топлива);
- появляется непривычный звук (звонкий металлический, напоминает шум, слышимый во время детонации);
- из-под капота валит пар (самый явный признак перегрева, не заметить его просто невозможно).
Заглянув под капот, можно найти и другие «симптомы» перегрева, а именно:
- деформация прокладки ГБЦ (чаще всего страдает металлическая окантовка);
- плавающие в расширительном бачке темные хлопья, скапливающиеся на его стенках (результат попадания моторного масла в систему);
- многочисленные капли влаги на масленом щупе, оставшиеся на нем после проверки уровня масла (результат попадания антифриза в моторное масло).
Причины
Сложность диагностики, предусматривающей выявление конкретного участка, виновного в том, что оптимальный температурный режим был нарушен, заключается в наличии большого количества причин, способных привести к подобному итогу. В список наиболее часто встречающихся моментов, влекущих за собой перегрев ДВС, входят следующие неисправности и явления:
- не достаточное для нормального функционирования системы количество антифриза (тосола) в расширительном бычке;
- утративший свои эксплуатационные свойства термостат (охлаждающая жидкость в этом случае циркулирует только по малому кругу);
- неисправный вентилятор (не корректно работает электромотор, температурный датчик или ремень привода натянут недостаточно сильно);
- «забившийся», грязный или поврежденный радиатор, не способный обеспечить эффективное охлаждение;
- неверно отрегулированные системы зажигания или впрыска (в результате подобной ошибки резко поднимается температура отработавших газов, ГБЦ нагревается, а антифриз в системе закипает);
- нагар в камерах сгорания, ставший следствием естественного или принудительного, вызванного неправильной эксплуатацией, износа ЦПГ;
- отложения в самой системе охлаждения, препятствующие нормальной циркуляции жидкости и эффективному теплоотводу.
Последствия
Самым безобидным итогом перегрева можно считать оплавленные поршни. Этот факт может вообще не отразиться на работе всего агрегата. Более печальными последствиями этого малоприятного явления признаны:
- прилипшие, провернутые шатунные вкладыши;
- прогоревшие прокладка ГБЦ и клапана;
- вылетевшие седла клапанов;
- разорванный поршень;
- оборванный шатун;
- треснувшая головка блока;
- пробитый блок.
Все эти последствия могут быть устранены только в специализированном автосервисе руками опытных мастеров. Капитальный ремонт ДВС — это единственный способ «реанимировать» пострадавший мотор. Иными путями решить данную проблему невозможно.
Перейти к списку статей